О Таинстве Причащения, или Евхаристии

О Таинстве Евхаристии и о подготовке к нему

Евхаристия (греч. — благодарение) это Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве  – “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос.

Совершение Евхаристии составляет основу главного Церковного богослужения – Божественной Литургии.

Но что же такое Причастие Тела и Крови Христовых? Почему оно необходимо для человека? Причастие – это тайна. Действительно, невоцерковленному человеку странно слышать: Тело и Кровь Христовы. Даже слушатели Христа изумлялись и многие от этих слов отошли от Него. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. … Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. … С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 51 – 57; 66 – 68).
Но Христос на Тайной Вечере дав ученикам хлеб, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), а затем Чашу с вином:«сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 28). Итак, хлеб и вино в Таинстве Евхаристии – это Тело и Кровь Христовы. Удивительная тайна, тайна непостижимая для человека. В Божественной литургии происходит, что-то подобное Воплощению Бога: Иисус Христос был Богочеловеком, то есть это был Бог и Человек притом, что ничто не смешивалось, человеческая природа Иисуса Христа была точно такой как наша. Как человек, в отличии от нас, Он не имел только греха, а вообще, был во всем подобен нам, ни внешне, ни по каким другим качествам Христос как человек не обличался от других людей. Он испытывал голод, он жаждал, он утомлялся и т. п.
Но как Божество и человечество соединилось во Христе – это для людей тайна. Четвертый Вселенский собор учил, что соединение Божественной и человеческих природ в Иисусе Христе произошло неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Обратите внимание все четыре слова с «не». Возникает вопрос «а как же»? А это тайна, в которую нам необходимо верить. Что-то подобное с хлебом и вином: Господь Сам соединяется с ними и они становятся его Телом и Кровью, но по своим качествам, хлеб остается хлебом, вино остается вином. Но в то же время – это Тело и Кровь Воскресшего Христа, то есть Бога Человека победившего смерть, и поэтому, принимая в себя эти необыкновенные хлеб и вино мы принимаем в себя залог вечной жизни, мы соединяемся с Богом и получаем духовные силы, духовную и даже физическую помощь.
Выразить эту тайну святые отцы попытались посредством образов. Так, у многих отцов встречается образ раскаленного меча или сабли: когда железо нагревается, то оно становится единым с огнем таким образом, что можно жечь железом и резать огнем. Однако при этом ни огонь ни железо не теряют своих существенных свойств. Но к принятию этих Святых Таин надо достойно себя подготовит, так как мы в этом таинстве соединяемся со Христом, с Самим Богом, то необходимо должным образом подготовится к этой встречи «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 1, 29).

Одним из элементов подготовки к Причастию есть Таинство Исповеди

О Св. Таинстве Исповеди (Покаяния)

 Покаяние есть Таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Таким образом, для совершения Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и Исповедь (1 Ин. 1, 9)и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи (Ин. 20, 22-23).

Само перечисление вслух (а именно это и означает славянское слово «исповедь») своих духовных болезней и падений перед духовником имеет большую пользу, ведь в нем преодолеваются гордыня и уныние от сознания безнадежности своего исправления.

Однако значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни. По словам св. Василия Великого, «не тот исповедует грех свой, кто сказал: «согрешил я», и потом остается во грехе, но тот, кто обрел грех свой и возненавидел».

Исповедь – момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед исповедью, является лишь свидетелем.

Священник перед Исповедью обращается к кающемуся: «Смотри, чадо, Христос невидимо стоит здесь и принимает твою исповедь. Поэтому не стыдись и не бойся, ничего не скрывай от меня, но без колебаний расскажи все, что ты сделал, и получишь прощение от Господа нашего…».

Все церковные Таинства созидают человека как члена Тела Христова, как Церковь; это особенно касается Таинства Покаяния. Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Поэтому недостаточно ограничиться внутренним покаянием. Необходимо каяться в грехах Богу в присутствии священника. Ведь Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице Апостолов и их преемников, т. е. епископов и священников.

Готовясь к Таинству Исповеди, важно испытать свою совесть, восчувствовать сердцем свои согрешения, поставить себе вопрос: что во мне недостойно меня самого, Бога, Которого я исповедую, Церкви, к которой я принадлежу, людей, которые меня окружают? Осознать свой грех также можно, ответив на вопрос: чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и от суда собственной совести? В чем обычно обвиняют меня близкие? Почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания.

Полезно различать основные грехи от производных, симптомы от внутренних причин. Любой грех является одной из форм потери любви. При этом выделяют грехи против Бога и Церкви (богохульство, маловерие, ропот на Божий Промысел, обращение к гадалкам, «бабкам» и целителям и т.д.), против ближних (аборт, измена, гнев, обидчивость и т.д.) и грехи, которые ранят нашу душу (памятозлобие, зависть, скверные мысли и т.д.). Следует помнить, что греховными бывают не только наши поступки (воровство) и слова (клевета), но и мысли человека (осуждение), его мотивы и желания (согласие на грех).

Исповедуясь, следует избегать соблазна самооправдания, попыток объяснить «смягчающие обстоятельства», упоминаний имен третьих лиц и, тем более, перекладывания вины на ближних.

Следует помнить, что чем больше человек считает себя «хорошим», тем дальше он отходит от Бога. Утверждение на Исповеди, что «ничего плохого не сделал (-а)» тождественно признанию собственной безгрешности, что является великим заблуждением.

На Исповеди не нужно ждать вопросов, стоит самому сделать усилие. Говорить надо точно, называя каждый грех по имени, не затемняя неприглядность греха общими выражениями «во всем грешна (-ен)», «как все люди грешу».

С другой стороны, следует остерегаться подробностей и многословия. Исповедь не есть перебирание грехов и «отчет о содеянном», это не допрос, где выпытывают все детали пережитого. Господь заранее знает все, что мы можем сказать Ему. И Он не столько слушает наши слова, сколько вслушивается в движения нашего сердца и ума.

Как совершается Исповедь

Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у аналоя — высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие. Такое внешнее устроение выражает тот факт, что в Исповеди судит не священник, а Бог, Которому и производится исповедание грехов.

Если Вы пришли на Исповедь впервые, лучше сразу сказать об этом священнику — он подскажет, на что следует обратить внимание и в чем нужно раскаяться.

По окончании Исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью и читает разрешительную молитву. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо прощается Богом: После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие, обещая тем самым уповать на Христа Распятого и исполнять евангельские заповеди. После этого нужно взять благословение у священника. Ознакомившись с состоянием совести грешника, священник может дать ему полезный совет, указать пути исправления, предостеречь его от повторения грехов.

Тайна Исповеди охраняется церковными канонами. Ни при каких условиях услышанное на Исповеди священник не может открыть третьим лицам.

О подготовке к Причастию взрослого человека

Первым и самим важным условием Причастия является вера человека, вера в то, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христа. Что в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, возрастаем в духовной жизни, получаем залог вечной жизни. А также смирение, то есть осознание своей греховности и недостоинства перед святыми Телом и Кровью Христа, понимание того, что через них мы принимаем Самого Христа. Это есть основой внутренней подготовки к Причастию.

Если христианин желает приступить к таинству Святого Причащения, то необходимо себя подготовить молитвой, постом, христиански смиренным поведением и настроением, а также исповедью.
Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен, по крайней мере, за 2-3 дня (а лучше  неделю) провести в посте. Пост есть духовный и телесный. К духовному посту относиться молитва. Поэтому в дни поста перед Причастием, христианин должен  подготовить себя молитвенно: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, по возможности посещать церковные богослужения.
Перед днем Причащения надо постараться быть на вечерней службе, т.к. она тоже является составной подготовки к Причастию.
Дома желательно прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Современному человеку часто бывает сложно выполнить именно это условие, молитвы на славянском языке не понятны только приходящему в Церковь. В духовной жизни необходима постепенность, поэтому можно прочитать эти каноны на протяжении дней подготовки к Причастию, тем самым эти дни пройдут в усиленной молитве, да и времени будет больше молится с сердцем и вниманием к тексту. Можно молиться и не на славянском, а на украинском или русском языке, – и, вообще, на том, который понятнее для Вас.

Для воцерковляющегося человека достаточно будет прочитать (а точнее помолится) Последование ко Святому Причащению, разделив его на три дня поста. А с привыканием к славянскому языку можно будет постепенно увеличивать правило до тех размеров, которые рекомендует нам Святая Церковь. Хотя следует отметить, что это правило, с 3-мя канонами рекомендуется при редком причащении (несколько раз в году), при более частом (например, каждое воскресение), его можно согласовать с духовником.
К духовному посту также относится стремление делать как можно больше добрых дел, воздержание от развлечений, для супругов – воздержание в брачном сожительстве.

Духовний пост – это также чтение Священного Писания (его желательно читать каждый день, а в дни поста больше, чем обычно), или другой духовной литературы.

С такой духовной подготовкой или духовным постом соединяется пост телесный, т.е. воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте – и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.
Перед Причастием также нужно примирится со своими обидчиками, попросить прощения у тех, кого обидели мы, если нет возможности сделать это физически, то необходимо сделать, хотя бы мысленно.
Чистота телесная и опрятность в одежде – это тоже необходимо при принятии Святых Христовых Таин, да и вообще посещении святого храма. Чистить зубы перед Причастием также можно и необходимо.
В сам день Причастия необходимо прийти в храм натощак, до начала богослужения и оставаться до окончания, приступить к таинству Исповеди (если не исповедовались накануне). Если перед причастием необходимо принять лекарство, то это разрешено.
К самой Чаше со Святыми тайнами Христовыми, приступать необходимо со сложенными крестообразно на груди руками, перекрестится необходимо заранее, а не около чаши, чтобы неосторожным движением руки не задеть её. Отступать от чаши также без поклонов, следуя к запивке, после неё можно совершить поясной поклон, благодаря Бога, за принятие Святых Таин.
По окончании богослужения читаются Благодарственные молитвы по Причащении, их также желательно выслушать (т.е. помолится) с вниманием и благодарением Господу. При необходимости их можно прочитать дома.
После принятия Святых Христовых Таин важно помнить, что мы приняли в себя Самого Христа, мы исповедовались перед этим, как бы приняв повторное крещение, а потому должны стремится удаляться от всего греховного и злого, всего противного Божией воле и конечно вновь и вновь желать соединится с Христом в Святом Таинстве Причащения.
Если по причине болезни, или еще по каким либо житейским причинам, Вы не можете исполнить необходимых условий подготовки к таинству Причастия, обратитесь за советом к священнику, ведь Святая Церковь понимает немощь своих чад и ряде случаев предоставляет послабления в подготовке к Причастию. Но не в коем случае не лишайте себя этой святой Тайны, т.к. Христос говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Причастие людей, которые не могут прийти в храм

Для людей, которые из-за болезни не могут прийти в храм, возможно Причастие на дому. О чем следует индивидуально договориться со священником. А также обсудить с ним подготовку такого человека к Причастию, учитывая его болезнь, или обстоятельства, при которых есть необходимость Причастия дома. В случае смертельной болезни человека, не следует медлить с Причастием больного, ибо Причастие может послужить спасением души человека, а в некоторых случаях и продлить жизнь!

Как подготовить ребенка к причастию

Для детей от момента совершения Таинства Крещения и  до 3 лет никакой подготовки перед причастием нет, их можно даже кормить, но, конечно же, не в храме. В прочем если ребенок здоров и есть возможность уже после года или двух приносить его натощак, то это уже будет для ребенка подготовка к Причастию.
Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше узнать в храме, где вы собираетесь причащаться, к какому времени лучше прийти с ребенком. Это может касаться и детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект и ребенок вовсе не захочет идти в церковь. После 3-х лет ребенка нужно стараться приводить к причастию натощак, но до 7 лет, для ребенка не являются обязательными остальные требование подготовки к Причастию, то есть пост и молитвенное правило. Хотя к молитве ребенка необходимо учить, чем раньше, тем лучше.

С 7 лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему также нужно подготовить ребенка: рассказать о том, что в этом Таинстве Сам Господь прощает грехи. Конечно, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшиться, если ребенок понимает, что это за Таинство, и дает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, поэтому нужно постараться предупредить священника, что Ваш ребенок приступает к исповеди впервые.
С 7 лет постепенно ребенка нужно приучать и к другим требованиям причастия. Понемногу увеличивать молитвенное правило, немного учить ребенка поститься. Для ребенка первым постом, может быть уменьшение того, чего он больше всего любит. Например, если ребенок любит конфеты, то нужно ограничить их количество, а научить ребенка, что он должен быть над конфетой, а не конфета над ним.

В заключение важно еще раз отметить, что важнейшей подготовкой к Причастию является вера во Христа и смирение перед Ним и Его святыми Тайнами, которые мы принимаем в Причастии. Нужно стремиться самому любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся с Христом и должны стремиться к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком) важно эту любовь привить и ребенку. Поэтому здесь необходима во всем постепенность и личный пример, иначе мы можем только посеять в ребенке сразу от Церкви и Бога. Пройдет время, и ребенок может «сорваться с цепи», и кто знает, насколько мы потеряем его. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так и мы должны постепенно и с любовью приводить детей ко Христу. Стремясь самим быть примером, не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, удаляя весь греховный мусор, гнев и агрессию. Только с пониманием сущности Таинства Евхаристии, только с желанием и любовью к нему, а значит, и к Богу. Причастие будет приносить пользу для человека, будет лечить не только духовные, но даже и телесные болезни. И, конечно, нужна твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам!

 

(122)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Перейти до панелі інструментів